? 11 (38) НОЯБРЬ 2000

ГЛАВНАЯ ТЕМА

Генеральный директор 'МИЛКО' Игорь Александрович Старостин.
Под вкусной маркой "Милко"

Ведущий производитель молочных продуктов в крае - ООО "МИЛКО" (Молочная компания). Оно было создано на базе гормолокозавода ?1, который начал выпуск продукции 40 лет назад. Самым результативным для предприятия был 1991 год. Затем в связи со снижением поставок сырья, падением платежеспособности населения и неблагоприятными экономическими условиями до 1997 года продолжался спад производства. Предприятие было на грани банкротства, когда директором его был избран Игорь Александрович Старостин. Сегодня ООО "Милко" - одно из стабильно работающих предприятий в городе и крае. За три последних года объем производства вырос более чем в 3,5 раза. Компания не имеет задолженности по налогам, заработной плате и перед энергетиками.

В прошлом году предприятию был вручен налоговой инспекцией сертификат доверия. Налоговые отчисления предприятия составляют более 4.5 млн. рублей в год. За два года благодаря увеличению объемов производства и вводу новых производственных линий на предприятии создано более 100 новых рабочих мест.

Сегодня на ООО "МИЛКО" работает 320 человек, которые совместными усилиями выпускают порядка 30 наименований продукции: масло, молоко различной жирности, кефир, сметану, бифидок, йогурты, творожные сырки...

- Стратегия, которой мы придерживаемся, - рассказывает генеральный директор предприятия Игорь Александрович Старостин, - выпуск разнообразной продукции, чтобы удовлетворять спрос населения с разными доходами и предпочтениями. Ассортимент продукции постоянно расширяется. Так, с прошлого года начали выпуск сыворотки. Работает с 1999 года и новая линия Тетра Пак по производству молока с длительным сроком хранения. Всего завод перерабатывает до 155 тонн молока в день при производственных мощностях 300 тонн.

- Значит, есть еще резервы для выпуска новинок и для наращивания объемов производства?

- Конечно, есть. И мы к этому стремимся. В планах - выпуск новой продукции для потребителей. Есть намерение производить кефир на травах, рисовый йогурт, перемешанные йогурты с живыми культурами, глазированные сырки в шоколаде, диетический соленый творог: Новых проектов много, связанных не только с выпуском новой продукции, но, скажем, и с использованием новой упаковки. В скором времени, например, запустим новую машину по розливу молока в полиэтиленовую упаковку, один из слоев которой - черный, защищающий продукт от солнечных лучей. Эта машина позволит допускать меньше брака при запаивании пакетов. Только реализовывать проекты приходится, к сожалению, не благодаря, а вопреки существующим условиям. Мало того, что разработка и выпуск новой продукции, применение новых технологий требует немалых затрат, необходимо и оборудование приобретать, и специалистов обучать. В наследство от гормолокозавода достались старые цеха с обветшавшими коммуникациями. И без капитального ремонта зданий об эффективной работе и перспективах предприятия не может быть и речи. После проведенных строительных работ запустили цех по производству казеина, устанавливаем оборудование в обновленном творожном цехе. Это совсем непростое дело, тем более при существующей политике кредитования, которую проводят банки. Проценты, под которые выдаются кредиты, слишком высоки и не способствуют развитию производства на предприятиях.

- При выпуске новой продукции и увеличении объемов производства требуется больше сырья. Испытывает ли предприятие дефицит сырья?

- Есть такая проблема. Во-первых, поголовье рогатого скота сильно сократилось за последнее десятилетие. Следовательно, уменьшилось и количество молока. Во-вторых, раньше наше предприятие ориентировалось на получение молока из пригородных хозяйств. Сегодня же они предпочитают перерабатывать и продавать продукцию самостоятельно. Так что нам приходится привозить часть молока издалека - из отдаленных районов края, что, конечно, добавляет хлопот и увеличивает издержки. В то же время поставщиками остались хозяйства, с которыми у компании давние связи. Например, Назаровский совхоз - образцовое хозяйство, на которое стоит всем равняться. Мы не стремимся без надобности к поиску новых партнеров - предпочитаем работать со старыми. И поставщики с нами охотно сотрудничают, поскольку мы зарекомендовали себя как стабильное предприятие, выполняющее свои обязательства, вовремя расплачивающееся по счетам. Один из наших основных партнеров - компания Тетра Пак, упаковочный материал и оборудование которой мы используем в работе. Фруктовые приготовления и различные стабилизирующие добавки поставляет на предприятие немецкая фирма ХАН, фольгу для масла и других продуктов - Саянский алюминиевый завод, заквасочные материалы - московский молочный институт.

- А в лице пригородных хозяйств вы, наверно, приобрели из поставщиков сырья серьезных конкурентов:

- Они имеют возможность продавать продукцию по более низким ценам, поскольку перерабатывают собственное сырье и реализуют молоко из бочек или в дешевой упаковке, что снижает производственные затраты. И продукция эта пользуется спросом среди населения с низкими доходами, хотя и не отличается отменным качеством. Более того, городские власти поддерживают эти хозяйства, ставя при этом производителей молочной продукции в неравные условия. Например, при организации торговли мы должны выполнить десять пунктов договора, а сельхозхозяйства - только три: Неравномерно распределяются и льготные кредиты. В такой ситуации о здоровой конкуренции, при которой можно объективно оценить эффективность и качество работы предприятий, не может быть и речи.

- Однако, судя по росту объемов производства на вашем предприятии, ни близлежащие хозяйства, ни конкуренты из соседних регионов, которые вышли на наш рынок со своей продукцией, не мешают "Милко" развиваться?

- Рынок сегодня наводнен молочной продукцией разных производителей. И это плюс для потребителей, которые имеют возможность выбирать. Сейчас, правда, практически не встречаются импортные продукты из Европы. Зато отечественные производители развернулись, используя зарубежные технологии. Привозят к нам продукцию из районов края, из близлежащих регионов. Производители из Европейской части страны поставляют молочную продукцию длительного срока хранения. Список конкурентов солидный. Но мы своих покупателей не теряем - занимаем примерно 40% местного рынка по цельномолочной продукции, 10% - по стерилизованному молоку. Неплохие показатели по реализации фасованного масла. Уступая своим основным конкурентам - пригородным хозяйствам - в цене, мы выигрываем за счет широкого ассортимента и качества продукции, выпускаемой только из цельного молока. А за качеством продукции следим строго - дорожим торговой маркой "МИЛКО", к которой покупатель уже привык и которая ко многому обязывает.

- Пытается ли "МИЛКО" по примеру конкурентов осваивать соседние регионы?

- В западном направлении мы почти не работаем, хотя и поставляем продукцию по разовым контрактам. Ориентируемся на освоение дальневосточного рынка, отправляя стерилизованное и сухое молоко в Иркутск, Улан-Удэ, Владивосток: Наш товар оказался востребованным. С молоком на Дальнем Востоке всегда были трудности. Сравните сами: весь Приморский край собирает 60 тонн молока в день, а на нашем предприятии за это время перерабатывается до 200 тонн: Словом, нам есть где развернуться. Во всяком случае, пока не удается удовлетворить "дальневосточный" спрос на молоко длительного хранения. Думаю, что в скором времени и Дальний Восток, и наш регион будут испытывать дефицит сухого молока. Дело в том, что согласно указу президента в стране ограничен ввоз импортной продукции путем увеличения таможенных пошлин. В результате в Россию не поступает гуманитарная помощь в виде сухого молока и масла. Если в прошлом году российские предприятия не знали, как реализовать сухое молоко, нынче его будет не хватать. Поэтому следует ожидать увеличения цен на этот продукт.

- В конечном итоге решение президента сыграет на руку отечественным производителям молочной продукции:

- :если, конечно, мы сможем ее продать при недостатке денежных средств у населения. Мы же не можем не учитывать фактор платежеспособности. По большому счету, нужно поднимать цены на сельскохозяйственную продукцию, которые сильно "отстают от жизни". Раньше, скажем, литр молока стоил как три литра бензина, а сейчас литр бензина стоит как два литра молока. Стоит ли удивляться тому, как трудно выживают сельхозпредприятия? Производители молока с грустью шутят, что при нынешней политике государства скоро в стране не будет ни коров, ни молока. Наверно, придется пароходами привозить из Новой Зеландии сухое молоко и молочный жир, чтобы перерабатывать его на местах: К сожалению, у государства нет программы развития и поддержки товаропроизводителей, в том числе и сельского хозяйства. Отсюда и многочисленные проблемы. Сегодня, во всяком случае, ситуация такова, что перепродавать товар выгоднее, чем производить. Держимся на собственном энтузиазме, добиваясь при этом неплохих результатов. А при государственной поддержке, уверен, отечественные предприятия могли бы качественными и недорогими товарами завалить всю страну. Только дождемся ли этой поддержки?..

Марина АЛЕКСАНДРОВА

 

архив номеров

Страница архива номеров


о журнале
о редакции оформить подписку

 

Наши партнеры:

 

РГ ОНИКС

Красноярский информационный сервер

Горячая пресса

Счетчик:

Copyright 2001
ИД "Миллион"
Использование материалов сайта возможно только
с письменного разрешения редакции журнала "Миллион"
Создание и поддержка сайта
Webmaster -
Бизнес-проект РГ "Оникс" - "Оникс-Интернет"